Новости

28
Авг
15 
Объявляем набор слушателей на 2015-2016 год

Этношкола "Параскева" объявляет о начале набора слушателей программы "Традиционные ремесла" на 2015-2016 год ...

Подробнее...

13
Авг
15 
"Параскева" побывала на Томском Этнофоруме

Этноклуб "Параскева" побывал в Томске, где с 7 по 9 августа проходили мероприятия четвертого "Томского Этнофорума". ...

Подробнее...

06
Июл
15 
Открытие выставки в музее-усадьбе "Приютино"

Приглашаем 8 июля в 16.00 на открытие выставки клуба в музее-усадьбе "Приютино"! ...

Подробнее...

Все новости...





Тканый пояс как структурообразующий элемент изделия

Традиционно пояс является предметом подвязывания и декорирования одежды, выполняя ритуальные и обережные функции: опоясывание талии и головы человека, обрамление всех краевых областей одежды. Таково преимущественное существование пояса в культуре (2). Декоративность пояса, его текстильные особенности - выразительность, пластичность, подвижность, способность принимать любую форму - имеют такие необъятные возможности, что мы не можем ограничиться традиционной мифологемой.

Видали вы литовские цветные пояса?
Как будто вдоль овса -
Средь маков васильковая струится полоса
У ксендза-приятеля в июле был в гостях.
Средь белых стен, как стяг,
Из поясов настеганных ковер дышал в дверях...


Саша Черный

В Санкт-Петербурге уже более 20 лет существует Этнологический клуб Параскева. Одним из направлений его деятельности является ткачество поясов. Проникновение в технику изготовления и бытование этого предмета вызвало у членов клуба глубинный интерес к нему как к явлению этнической культуры.

В системе классификации тканых изделий ткачество поясов может занимать свое собственное место в силу особенностей, присущих только этому процессу (1).

Традиционная техника ткачества таит в себе бесконечные вариации по плотности, фактурности, изменениям ширины пояса в процессе ткачества, что придает особый вид изделию и обогащают пластику усложненного полотна.

Свидетельством выхода из привычных рамок применения пояса является эстонский поясной ковер, хранящийся в Российском этнографическом музее, здесь  пояс стал структурным элементом для создания массивного изделия (рис. 1. Эстонский ковер). Ковер составлен из 28 поясов различной ширины от 4 до 7 см, сшитых через край льняными нитями. Ширина ковра - 139 см, длина 164 см. С четырех сторон ковер обрамлен кистями в 10 см. Известна только дата приобретения ковра, и, к сожалению, не известны место и время его изготовления. Видимо, пояса накапливались, а затем соединялись в ковер. Не все пояса одинаковой длины. Более короткие наставлялись другими поясами подходящего орнамента и цвета. 

Все пояса выполнены в технике браного ткачества с кромкой (рис. 2 и рис. 3 - фрагменты ковра). Основное пространство пояса заправлено в системе 2/1, кромка же, в основном, 1/1, но встречается и 2/1. Объединяющей все пояса и создающей пространственную слитность поверхности ковра является льняная фоновая нить. Уток также льняной. О неодновременном изготовлении отдельных поясов свидетельствует и то, что льняная фоновая нить имеет разную тонину - от 0,5 до 1,5 мм (рис. 4 и рис. 5 - раппорты ковра).

Рис. 1. Эстонский коверРис. 2. Фрагмент ковраРис. 3. Фрагмент ковраРис. 4. Раппорт ковраРис. 5. Раппорт ковра

Цветовая гамма рисующих нитей с преобладанием красных и охристых тонов, кромка в основном с синей рисующей нитью. Довольно деликатны вкрапления желтого и зеленого цветов разной насыщенности. Рисующие нити окрашены растительными красителями, но 2 пояса, окрашенные анилиновыми красителями, говорят о более поздней сборке этого ковра. Орнамент: в основном, вариации ромба, усеченного или разветвленного, с равноценным вкладом в цветовую картину ковра льняного фона. Исключением является один центральный пояс с красной рисующей нитью, в нем проявляется цветовая насыщенность поверхности. Такие пояса были распространены в некоторых приходах Эстонии и Скандинавии, восточнее подобные пояса почти не встречаются.

Ковры, имитирующие пояса, были распространены в Литве и Латвии. Но это сплошное ковровое изделие, ткущееся на стане. В Эстонии таковые не встречаются. Возможно, это попытка сымитировать полосатость поверхности ковра, бытующая у соседей.

Аналогом эстонского поясного ковра (рис. 6) стала коллективная работа клуба Параскева. Все структурообразующие ковер пояса выполнены на берде с заправкой 2/1. Объединяющим пространство ковра является серая шерстяная фоновая нить. Рисующие нити красных, коричневатых, охристых тонов. Уток серый.

Традиционная техника, дающая возможности создавать бесконечные по вариации цвета, фактуры и выразительности изделия, востребована и сегодня. Так, поясное панно "Дороги Параскевы", выполненное в этноклубе (дизайн  Светаланы Комаровой), состоит из 14 поясов, свободно свисающих, разной ширины и орнамента. Объединяет их льняная осн?вная нить, в утке - лен. Цветовая гамма рисующей нити меняется от черной до светло-серой с некоторым введением нити коричневых оттенков. Панно - выглядит массивным изделием, что достигается утолщением утка и в особенности - рисующих нитей. Использован насыщенный рисунком скандинавский орнамент и импровизация его. Заправка - 2/1. Орнамент достаточно сложен из-за меняющегося рапорта внутри одного пояса.

Рис. 6. Фрагмент ковраРис. 7. Сшивание ковраРис. 8. Поясное панно Дороги ПараскевыРис. 9. Фрагмент панно

А композиции «Утро туманное» и «Солнечные лучи» (рис. 10) производят впечатление легкости и подвижности, что достигается благодаря удлиненной форме (длина 2,2 м) и использованию белых и серебристых («Утро туманное») (рис. 11) и золотистых («Солнечные лучи») (рис. 12) вискозных нитей. Пояса, сотканные на берде с заправкой 2/1, перемежаются витыми и плетенными из 4-х нитей шнурами. Для четкости линий концы поясов утяжелены камнями - галькой (рис. 13). В этот же ряд можно поместить композицию «Виноградная лоза». Она отличается от вышеупомянутых цветовой гаммой (зеленый, охра, золотистый, коричневый) и качеством нитей (шерсть, вискоза, лен) (рис. 14).

Пасхальная композиция «Красная горка» составлена из нитевых красочных поясов. Пояса заправочные. Здесь иллюстрируются возможности техники ткачества на берде. По ходу ткачества варьируется ширина поясов. В процессе создания композиции отдельные пояса соединяются друг с другом, или пояс расходится на несколько элементов (рис. 15).  Это создает впечатление подвижности, даже некоторой текучести композиции. Яркость выбранных нитей и введение в композицию красных яиц, оформленных нитями, привносит ярмарочную праздничность объекта. Нити основы хлопковые, насыщенных тонов - зеленого, синего, красного, желтого, черного, голубого цветов. Уток - джут, котрый придает жесткость изделию. Эта работа интересна еще и тем, что ткачество всех поясов начинается на одном берде, и в процессе осуществляется взаимосвязь отдельных поясов друг с другом.

Еще одна привлекательная особенность использования тканых поясов - формирование одежды.

Платье из коллекции «Петербургские корюшки» составлено из 20 поясов. Заправка 2/1. Нити - вискоза. Цветовая гамма - серо-серебристая, зеленая, голубая (рис. 16 и рис. 17) Каждый пояс ткется неравномерно от полной невидимости утка до его просвечиваемости, благодаря этому приему возникают выпуклые полости с чередованием плотных фрагментов с четким орнаментом. Пояса соединены локально. Вся поверхность изделия имеет разную фактурность - результат хаотичного чередования разреженных эллипсовидных выпуклостей, плотных четких фрагментов традиционно тканых участков и вытянутых пустот. Подол завершен спускающимися шнурами неодинаковой длины. Пластичность поясов позволяет формировать необходимый объем изделия, оформить ворот и обеспечить плечевую поддержку платья.

Свободно свисающими, подвижными поясами дополнен войлочный жилет. Пояса выполнены на берде с бранным декором, заправка 2/1, ширина поясов 7 см. (рис. 18). Жилет оторочен тонкой поясной бейкой, заправка 1/1. Рисунок бейки повторяет кромку основных поясов. Нити шерстяные. Цветовая гамма: фоновая - серая, рисующая - бордо и зеленая. В кромке присутствует оранжевый тон.

К сожалению, современные дизайнеры в недостаточной мере оценили выразительные и пластичные свойства тканых узорных поясов. Они могут ярко и неожиданно проявить себя  в проектах сегодняшнего дня.

ПРИМЕЧАНИЯ

Литература

  1. Eeviastel. Eesti v??o. - Kirjastus ILMAMAA, 1998.
  2. Комарова С.В., Лысенко О.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян восточной Европы.

СПРАВКА

Настоящая работа является продолжением доклада, сделанного на VI Конгрессе этнографов и антропологов России в 2005 году.
Журнальный варинат доклада на  11-й Международной конференции "Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии"

19 июля 2008, Рынок легкой промышленности №56, 2008